Религиозный запрет

Религиозный запрет

  1. Другими словами ТАБУ,

    ТАБУ
    ТАБУ (от полинезийского слова, означавшего — запрет) — негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.) . Совокупность Т. , налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.) ; людей (женщин, воинов, правителей и др.) ; тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.) ; пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т. д.) , посещение тех или иных мест и мн. др. Согласно существовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообществ и их лидеров. В первобытные и последующие времена Т. выступали как средство социального контроля и социального управления. В процессе исторического развития часть трансформировавшихся Т. вошла в виде различных представлений (например, о грехе) , ценностей и норм (например, запрет на изображение человека в исламской культуре и т. д. ) в мораль, религию, право и обыденную жизнь людей. Считается, что табуирование как обычай, впервые было отмечено в 1771 Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) во время кругосветного плавания. В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования Т. наибольшим влиянием пользуются: 1) магическая (рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии — Фрэзер и др.) ; 2) религиоведческая (объясняющая Т. как священные законы и запреты, связанные с верованиями в духовных существ — Тайлор и др.) ; 3) психологическая (дающая психоаналитическую трактовку Т. как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая роль Т. как формы первобытной морали и одного из пусковых механизмов цивилизации — Фрейд и др.) ; 4) антропологическая (истолковывающая Т. как форму социального контроля — Малиновский и др. ) и их различные версии и комбинации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *