В каких сказках, былинах, легендах упоминается птица Сирин? Что вы знаете об этом существе?

В каких сказках, былинах, легендах упоминается птица Сирин? Что вы знаете об этом существе?

  1. СИРИН в средневековой мифологии райская птица-дева, образ которой восходит к древнегреческим сиренам. В русских духовных стихах С, спускаясь из рая на землю, зачаровывают людей своим пением. В западноевропейских легендах С. воплощение несчастной души. В русском искусстве С. и алконост традиционный изобразительный сюжет.

    У Аквариума есть песня «Сирин»

  2. В славянской мифологии — одна из райских птиц, даже само ее назание созвучно с названим рая Ирий. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса е птица. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей пением, азгоняя тоску и печаль. Сирин является лишь састливым людям. Однако кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обреканется на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинно блаженство. С одной стороны, пение этой птицы «служит обозначением божественного слова, входящего в душучеловека», с другой — это уазание «нетвердых в вере людей», а таже «еретиков, вводящих в заблуждение».
  3. на сколько я помню Сирин-птица счастья фигурировала в сказке «Садко»
  4. это птица с женским лицом)
  5. АЛКОНОСТ и СИРИН в русских средневековых легендах мифические сестры-птицы, жительницы Вырия (рая) .
    Как алконост, так и сирин обычно представлялись птицами с женской головой и прекрасным лицом; на лубочных картинках их еще иногда изображали с крыльями, но с человеческими руками, телом и лицом женщины. Подобный образ, возможно, восходит к греческому мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращенной богами в зимородка; в народной же традиции он, по-видимому, выражал связь различных мифических существ (сиринов, вил и пр. ) с небесными чертогами, чудесным раем, находящимся где-то за облаками.
    Согласно легендам, алконост и сирин обитают где-то за морем, на мифическом острове Буяне или в райских садах (в Вырии) ; там они выводят и своих птенцов. При этом считалось, что яйца свои алконост (иногда и сирин) несет на морском берегу, на краю моря или за морем, и, погружая их в глубину вод, делает море спокойным на семь дней, пока не вылупятся птенцы. Вероятно, в связи с этим поверьем алконосту и подобным ему мифическим птицам нередко приписывалась способность управлять ветрами и погодой.
    Широко были распространены предания о чудесном голосе сирина и алконоста. Так, например, в некоторых местах считалось, что пение этих птиц так прекрасно, что способно заворожить человека и заставить его позабыть обо всем на свете. При этом некоторые поверья называли алконоста птицей радости, а сирина птицей печали; пение алконоста считалось прекрасным, но безвредным, а пение сирина губительно чарующим: человек, заслышав его, будто бы забывал обо всем на свете и вскоре умирал, причем смерть для него в этот момент была желанной. Возможно, в этом поверье сказались отголоски греческого мифа о сиренах существах с удивительными голосами, своим пением заставлявших моряков забывать о цели путешествия и бросаться в море на гибель.
    Предания о сирине и алконосте не были, по-видимому, исконно русскими и имели, скорее всего, византийское происхождение, хотя на Руси они очень скоро слились с местными легендами и поверьями. С райскими птицами сирином и алконостом славян, очевидно, познакомили так называемые лубочные картинки (например, известная Космография) , где были расписаны все баснословные, сказочные страны и их чудеса. На основании этих картинок на Руси некогда возникли поверья о блаженных островах Макарийских, а также о песиглавцах (людях с песьими головами, якобы живущих на южных границах славянских земель и отличающихся необычайной выносливостью, свирепостью и жестокостью) , амазонах (страшных человекоподобных существах с темными, как у арапов, свирепыми и воинственными лицами, вооруженных копьями и луками) и неких дивных людях, будто бы найденных Александром Македонским внутри Рифейских гор (эти люди рисовались обычно одноногими, трехрукими, одноглазыми, двуносыми и т. д.) . С тех же картинок в русские легенды проникли и образы сирина и алконоста; предания же о них сформировались, по-видимому, частично на основе представлений о птицедевах-вилах и пр. , а частично на основе легенд о мифической птице Стратим, упоминаемой в стихах о Голубиной книге (согласно этим духовным стихам, Стратим, как и алконост, детей производит на океане-море и при этом обладает властью над погодой: от ударов ее крыл рождаются ветры и подымается буря) .

    Словарь «Мифы языческой Руси» В. А. Иванов, В. В. Иванов. Ярославль «Академия холдинг» 2001 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *